Почему ребенок манипулирует? - (old)-МАДОУ детский сад «Тополёк»
Слезы, хитрость, упрямство, слабость, «уход в болезнь», «капризы», «шантаж»… Вот неполный арсенал детских манипулятивных приемов, которые знакомы любому родителю и педагогу.
В чем причина манипулятивного поведения дошкольников? Какова роль взрослых в формировании манипулятивных убеждений и навыков у детей?
Психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко, используемое для достижения односторонней выгоды, носящее субъект-объективный характер, принято называть психологической манипуляцией.
Первый опыт управления другими людьми, по мнению Э.Шостром, человек приобретает в детстве: «Так, едва научившись ходить, ребенок уже знает, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать».
Д.Б. Эльконин, характеризуя развитие личности ребенка-дошкольника, описывает случаи детского упрямства в старшем дошкольном возрасте. Дети, как правило, учитывают последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых оно остается безнаказанным, а для ребенка – эффективным. Некоторым старшим дошкольникам доставляет удовольствие видеть бессилие взрослых, особенно, если окружающие сверстники реагируют на это смехом.
Манипуляторами не рождаются, а становятся. Овладение манипуляцией происходит на протяжении всей жизни человека.
В раннем возрасте ребенок манипулирует предметами, обучаясь общественно выработанными способами их употребления, а в дошкольном возрасте объектом манипуляции могут стать окружающие ребенка взрослые. Это неслучайно, так как именно в этот период происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение задач, мотивов и норм человеческих отношений.
Родительские установки и поведенческие паттерны, продемонстрированные взрослыми, оказывают влияние на убеждения и поведение детей.
В.В. Знаков считает, что убеждения и навыки передаются от родителей, хотя могут не совпадать и реализовываться в поведении «автономно». Одни дети перенимают от родителей систему убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие непосредственно копируют у родителей успешные способы, манипулирования людьми.
А.Б. Добрович подробно описывает примеры того, как манипулятивно поведение взрослых, закрепляющих за ребенком исполнение каких-либо семейных ролей («Кумира семьи», «болезненного ребенка», «козла отпущения» и т.д.), удовлетворяющих свое тщеславие, пытающих потешить самомнение, поддержать семейный престиж или просто проявляющих педагогическую неграмотность. Так, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему – заниматься, читать, помогать по дому и т.д., родители нередко встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку вещами, игрушками, удовольствиями, если он будет делать то, что от него хотят. Этот малоэффективный путь – свидетельство дисгармонии детско-родительских отношений, он также способствует развитию будущего манипулятора.
Манипулятивные приемы детей выступают ответом на манипулирование взрослых. Э. Шостром представляет целую галерею манипуляторов:
- «Маленькая тряпка» — пассивный, зависимый ребенок, манипулирующий своей слабостью, беспомощностью.
- «Маленький диктатор» — успешно управляющий взрослыми с помощью надувных губ, упрямства, непослушания.
- «Болезненный плакса», «Фредди – лисица» — использующий жалость окружающих.
- «Жестокий Том» — манипулирующий своим физическим превосходством.
- «Карл-соревнователь» — использующий окружающих для достижения значимых вершин.
Теоретический анализ проблемы позволил предположить, что именно родительские отношения оказывает значительное влияние на манипулятивное поведение детей в дошкольном возрасте.
Основой для выделения параметров манипулятивного поведения дошкольников выступила типология детей манипуляторов Э. Шострома.
Пассивный тип
Ребенок кажется медлительным, слабым, беспомощным. Все время плохо себя чувствует, готов пролежать целый день в постели, лишь бы вы его не заставляли делать работу, которую он не хочет выполнять в силу разных обстоятельств (не может, не хочет, боится, что не получится). Часто делает только те задания, которые ему не хотелось выполнять. Вы не обременяете ребенка «лишней» работой, так как вам его жалко, и он этим пользуется. Чтобы добиться своего, он использует слезы, свою слабость. Ребенок не проявляет высокой активности.
Активный тип
В зависимости от ситуации ребенок может быть активным или медлительным (когда ему это выгодно). Когда вы просите его сделать нелюбимое задание (убрать комнату, помочь по дому и т.д.), он все время оказывается занятым. Чтобы добиться своего, он может проявлять упрямство и другие раздражающие методы (дуется, ворчит, злится, топает ногами), и вы уступаете ему. Часто, когда его ругают за неисполнение задания, он притворяется, что не слышал его.
Соревнующий тип
Ребенок физически развит, активен. Чтобы обеспечить себе внимание и заботу с вашей стороны, использует слезы или любой недуг. Ребенок всегда хочет быть лучше других детей, пытается это претворить в жизнь, с одним условием, чтобы вы оценили и поощрили. Если вы этого не замечаете, он долго переживает. Добиваясь своего, может быть агрессивным.
Особенности манипулятивного поведения дошкольников:
- Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, никогда не предоставляет ребенку самостоятельность.
- Родители проявляли социально желательный образ родительского отношения – «кооперацию»; родитель высоко оценивает интеллект, творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
- Низкая степень выраженности манипулятивного поведения у ребенка наблюдается при благоприятной семейной ситуации, и, наоборот, высокая степень выраженности манипулятивного поведения свидетельствует о дисгармоничных отношениях в семье.
По мнению Ю.Б. Гиппенрейгер, необходимо перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Постепенно нужно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их ему. Это делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а отношения – более спокойными и радостными.
По мнению К.Н. Поливановой справедливые правила, ограничения и запреты, которые существуют в воспитании детей, не стоит отменять, иначе, испытывая родительские требования «на прочность», дети приучаются настаивать, ныть, вымогать. И главное, взрослым необходимо осознавать свои манипулятивные склонности и работать с ними. Только ценностные отношение и уважение к личности ребенка, стремление лучше его понять и безусловно принять малыша, но при этом справедливость, последовательность воспитательных воздействий, большая работа взрослых над собой способствуют развитию положительного потенциала дошкольника, названного А. Маслоу «самоактуализацией». Возможно, тогда вопрос: «Почему ребенок манипулирует?» потеряет свою актуальность.